Версия для слабовидящих
+7(47244)-4-53-40 РЕГИСТРАТУРА

улица Магистральная, дом 86,
п. Томаровка, Яковлевский район, 309085 

tomar_rb@mail.ru

ОГБУЗ "Томаровская РБ"





СКОРАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ 

СО СТАЦИОНАРНОГО 103

С МОБИЛЬНОГО 112

Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Томаровская районная больница им. И. С. Сальтевского»
ОГБУЗ Томаровская РБ

КАРТИРОВАНИЕ_ХРОНОМЕТРАЖ

Поток создания ценности (ПСЦ). Картирование.

Одним из первых шагов при совершенствовании процессов является построение карт потока создания ценности (карт ПСЦ).

Картирование потока – это инструмент, с помощью которого можно визуализировать и проанализировать перемещения людей и предметов по потоку создания ценности, увидеть потери в работе, выявить проблемы. В качестве предметов могут выступать расходные материалы, изделия медицинского назначения, лекарственные средства и т.п.

Картирование потока осуществляется в два этапа:

первый этап построение карты текущего состояния – выполняется путем сбора информации на месте выполнения рабочего процесса – площадке. На этом этапе происходит подготовительная работа, сбор, нанесение информации, описывающей показатели процесса, на карту текущего состояния, фиксация выявленных проблем, потерь, «узких мест»;

второй этап построение карты целевого состояния.

Карты ПСЦ применяются для отображения двух состояний процесса:

карта текущего ПСЦ – отражает фактические показатели потока на рассматриваемую дату;

карта целевого ПСЦ – отражает состояние потока, в котором устранены проблемы, которые можно решить в рамках данного проекта. Карты целевого ПСЦ составляются на определенную дату.

Обычно в работе используются карты текущего и целевого ПСЦ, но в некоторых случаях имеет смысл составить карту идеального состояния ПСЦ, показывающую, какого совершенства можно достичь с использованием всех известных инструментов и методов бережливого производства. Карта идеального ПСЦ отражает состояние потока, из которого полностью исключены все виды потерь. Этот поток выступает как эталон, к которому нужно стремиться.

Описываются ПСЦ с разной степенью детализации. Уровень детализации зависит от поставленной задачи и уровня принимаемых решений по преобразованию потоков.

Выделяют следующие уровни детализации ПСЦ:

-межорганизационный уровень;

-уровень организации;

-уровень процессов организации.

 

I этап. -Построение карты текущего состояния

 

1.            Подготовительная  работа

На данном этапе происходит согласование объекта картирования с заказчиком проекта, определение сроков, границ, глубины картирования (степень детализации), обозначение места проведения картирования, при необходимости – подготовка и выпуск в работу приказов/распоряжений (на право получения информации и пр.).

Т.к.  ключевой критерий оптимизации процесса – это время протекания процесса, каждый из элементов необходимо хронометрировать. По результатам проведенного хронометража заполняется таблица, данные из которой используются при построении карты ПСЦ.

Важно:

1)  Провести разъяснительную работу с сотрудниками с целью объяснения необходимости проведения хронометража.

2)                              Перед проведением хронометража провести ознакомление с операцией, в отношении которой требуется провести хронометраж: установить элементы операций (начала и окончания); определить обстоятельства, указывающие на начало и окончание операции.

3)  Проводить хронометраж в формате стороннего наблюдения, когда наблюдатель сопровождает работника/пациента/предмет во время выполнения всех действий.

4)  При осуществлении хронометража место наблюдателя расположить таким образом, чтобы ему был виден весь процесс, а также все действия, совершаемые участниками процесса. Контакт между участниками процесса и наблюдателем должен быть полностью исключен или минимизирован.

5)  Учитывать психологию персонала на рабочих местах – интенсивность труда и внимательность повышаются в присутствии разного рода наблюдателей, что может ввести в заблуждение.

6)  При сборе данных о потоке и его картировании не следует проводить

«репрессивные» меры и выяснять, почему нарушаются временные интервалы и не соблюдаются стандарты, нормативные документы, если такие факты будут выявлены, в течение реализации проекта они должны быть устранены.

7)  Произвести не менее 7–10 замеров, каждый раз заполняя таблицу хронометража

ПРОВЕДЕНИЕ ХРОНОМЕТРАЖА ОПЕРАЦИЙ ПРОЦЕССА.

Для анализа фактического времени, затрачиваемого на каждую операцию, необходимо провести наблюдение и замеры действий пациентов, медицинского персонала, работы информационных систем, медицинского и иного оборудования.

Для этого нужно:

1.Определить последовательность действий медицинского персонала/пациента в потоке действий в течение всего рабочего дня. Это может быть формат «самоанализа» или стороннего наблюдения (тогда наблюдатель сопровождает во время всех действий). Лучше, если будет проведена такая работа в течение нескольких дней – чтобы получить более подробный материал с возможными вариациями.

2.Описать и проанализировать основные аспекты взаимодействия пациента, врача, медицинской сестры при работе на приеме (в паре) и на дому.

3.Сделать  необходимые зарисовки расположения оборудования, приспособлений,  мебели и т.п.

4.Сделать замеры перемещений, расстояний,  времени ожиданий, количества пациентов, участников процесса.

5.Определить фактическое состояние возможных запасов расходных материалов, лекарственных средств.

 

2.            Правила составления карты ПСЦ

1)                              Первоначальную визуализацию картирования потока проводят вручную (с использованием клейких стикеров или карандаша с ластиком). Как правило, при картировании возникает много дискуссий и идей по более наглядному изображению, вносятся исправления, дополнения и новая информация. Когда картирование «в карандаше» завершено, визуальная информация может быть переведена в электронный формат и увеличенные копии размещены на стенде проекта.

2)    Занимаясь описанием текущего состояния процесса, следует собрать образцы всех бланков и документов, которые используются на каждом этапе.

 

3.  Символы, применяемые для построения карты ПСЦ

Набор символов, применяемых для построения карты ПСЦ позволяет детально описать любой поток (таблица 1). Отдельно выделяются символы описания материального и информационного потоков.

Таблица 1

№ п/п

Термин

Описание

1

Операция

Используется

процесса

для

обозначения

операций

2

Вход/выход

Используется для обозначения границ процесса

3

Направление

материального потока

Используется   для    обозначения перемещения

людей    и    предметов    по    потоку    создания ценности

4

Запасы

Используется                 для                 обозначения простоев/запасов/очередей.

Число «один» обозначает количество единиц (к примеру, количество человек в очереди)

5

Обмен

информацией

Используется для обозначения процесса оперативного сбора данных. Рекомендуется использовать данное обозначение, чтобы показать все дополнительные операции

6

Передача

из рук в руки

Используется      для      обозначения                             передачи документа на бумажном носителе из рук в руки

7

Передача через электронную систему

Используется для обозначения передачи документа/информации в специальной электронной системе/программе, по электронной

почте

8

Передача

по телефону

Используется      для      обозначения                             передачи информации по телефону

9

Дополнительна я информация

Используется для обозначения любой текстовой дополнительной информации, имеющей существенное значение для анализа и

проведения дальнейших улучшений

10

Потери/ несоответствия, проблемы

Используется для обозначения выявленных проблем/нарушений/потерь в потоках и процессах. Цвет – красный.   Цифрой

обозначается порядковый номер проблемы.

 

4.            Шаги построения карты текущего состояния ПСЦ

Шаг 1. Указать на карте наименование рассматриваемого процесса.

Шаг 2. Выстроить операции последовательно, схематично представить основные стадии процесса.

Начинаем составлять карту с визуализацией шагов картируемого потока, каждую операцию потока представляем в виде прямоугольника (возможно использование стикеров) с подписью, раскрывающей проводимые действия с указанием места их реализации.

Шаг 3. Нанести линии движения пациента от одного процесса к другому. Если маршрутов движения возможно несколько, необходимо нанести их все.

Если между отдельными процессами возможно скопление пациентов, наносятся знаки, обозначающие очередь (параметры этого скопления наносятся на карту ПСЦ позже в тех единицах, которые наиболее удобны при описании проблем и предлагаемых решений).

Шаг 4. Отобразить на карте ПСЦ продолжительность каждого элемента, операции, манипуляции, длительность и дальность перемещений. На карту наносятся минимальная и максимальная продолжительность каждой операции, время ожидания и выявленные избыточные запасы (например, очередь)

Шаг 5. Вычисление времени протекания процесса (ВПП).

ВПП высчитывается как сумма Время Цикла всех операций с добавлением времени ожидания, переходов с одной операции на другую. На карте ПСЦ отображается минимальное и максимальное ВПП.

Шаг 6. Поиск потерь, не создающих ценности

На этом шаге проводится обработка собранной информации для определения «узких мест», проблем. В качестве проблем можно рассматривать: небезопасные факторы окружающей среды, рабочего пространства для пациентов и сотрудников; очереди и ожидания пациентов; неоптимальную логистику (лишние перемещения, запутанные маршруты); ошибки (в   расписании приема), несоответствия (размещение подразделений и кабинетов не соответствует имеющейся навигации); значительные колебания  и  вариабельность  в  процессах  или операциях (колебания более 30% могут свидетельствовать о наличии проблем или неоднородности потока); поломки (оборудование, транспортные средства); излишние запасы; неравномерность загрузки персонала и оборудования; перегрузка персонала и оборудования; «узкие места» (места снижения пропускной способности кабинета, в том числе из-за длительности выполнения той или иной операции и пр.); отсутствие или несоблюдение требований  стандартов, регламентов, инструкций и порядков. Как только проблемы обнаружены, необходимо проанализировать причины их появления, чтобы выбрать наиболее эффективный метод устранения этих причин.

 

II этап.- Построение карты целевого состояния

После детального выявления потерь и «узких мест» составляется карта целевого ПСЦ. Основа построения карты целевого ПСЦ состоит в выстраивании цепочки процессов, в которой отдельные процессы связаны с их потребителями либо непрерывным потоком, либо системой вытягивания, и каждый процесс должен по возможности производить только то, что нужно потребителям, и тогда, когда им это нужно. Изображение карты целевого ПСЦ проводится по тем же принципам и с теми же условными обозначениями, что и карта текущего состояния. На карте целевого потока отсутствуют основные потери и решены главные выявленные проблемы, но могут присутствовать этапы незначимой работы и потери, устранение которых в данный момент невозможно. Карта целевого ПСЦ составляется на определенную дату.

На этапе составления карты целевого ПСЦ могут быть полезны следующие вопросы: какие операции могут быть объединены? какие операции могут быть исключены как не добавляющие ценность или как лишний этап обработки? как организовать логистику пациентов и персонала? какие запасы можно сократить и до какого уровня? какова оптимальная длительность потока? как оптимально расставить оборудование, какое оборудование должно быть модернизировано и(или) заменено? и т.д.

Каждый раз после достижения целевого состояния улучшенные процессы должны быть стандартизированы. После этого формируется новая карта целевого состояния. Таким образом, реализуется принцип постоянного совершенствования. Стандартизация необходима для того, чтобы в последующем не повторялись потери, выявленные и устраненные ранее.

 


+7(47244)-4-53-40 РЕГИСТРАТУРА

улица Магистральная, дом 86,
п. Томаровка, Яковлевский район, 309085 

tomar_rb@mail.ru

ОГБУЗ "Томаровская РБ"





СКОРАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ 

СО СТАЦИОНАРНОГО 103

С МОБИЛЬНОГО 112